Аутизм – неврологическое заболевание, в основе которого лежит нарушение развития некоторых психических функций головного мозга. Проявляется трудностями разного характера при контакте ребёнка с окружающим миром.
Заболевание чаще всего диагностируется в возрасте 3 — 4 лет, когда симптомы становятся ярко выраженными, и родители убеждаются, что с малышом что-то не так. В более раннем возрасте поставить точный диагноз проблематично, но первые тревожные звоночки родители могут заметить ещё в годовалом возрасте. Однако в большинстве случаев это списывается на особенности характера ребёнка.
Аутизм, который в медицинской литературе чаще именуется расстройством аутистического спектра (РАС), в последнее время стал диагностироваться чаще, чем 5 — 10 лет назад. Основная причина этого – смена основных критериев обследования, более тщательная и всесторонняя диагностика, а также заинтересованность в поиске решения проблемы всех стран.
Степень выраженности заболевания может быть разной. Некоторые дети совсем неспособны контактировать с окружающим миром и воспринимают только родителей, у некоторых наблюдаются небольшие отклонения, которые хорошо поддаются коррекции, а в некоторых случаях странности в поведении едва заметны и обнаружить их можно только при тесном общении с человеком. Важно помнить, что аутизм хотя и является детским заболеванием, не проходит сам по себе с возрастом. Поэтому чем раньше начало лечение, тем проще человеку будет в дальнейшем взаимодействовать с окружающим миром.
Причины и провоцирующие факторы
Точные причины, из-за которых развивается аутизм, пока неизвестны. Однако учёные предполагают, что заболевание может развиться из-за генетических изменений, поражения плода в период его внутриутробного развития. Также ведутся исследования по поиску гена, который бы смог подтвердить версию о возможности передачи болезни из поколения в поколение. Существование этого гена намного увеличивает вероятность развития РАС, особенно если в семье уже имелись случаи психоневрологических заболеваний, включая эпилепсию, заикание, нарушения речи, умственную отсталость.
Другими возможными причинами возникновения РАС являются:
- Нарушения структуры мозга, которые возникают в результате воздействия на плод неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития.
- Функциональные расстройства мозга, что проявляется плохой памятью, нарушениями речи различного характера, слабой концентрацией внимания.
- Биохимические сбои – доказано, что дети с аутизмом имеют повышенный уровень серотонина, а усваивать глютен и другие белки они не могут, или этот процесс сильно ограничен.
К факторам риска по развитию аутизма современная медицина относит гипоксию плода, тяжёлые и длительные роды, внутриутробные инфекции, приём лекарственных препаратов во время беременности без назначения врача, психические заболевания матери, наркоманию или алкоголизм.
Есть мнение, что аутизм может развиться из-за вакцинации новорожденных и детей первого года жизни. Такая теория была популярной в конце прошлого века, однако многочисленные исследования не показали подлинной связи между введённой вакциной и РАС.
Симптомы аутизма
РАС – заболевание, которое не имеет строго определённых симптомов для всех пациентов. В каждом определённом случае набор проявлений болезни будет индивидуальным, но в целом они позволят составить полную картину о проблеме и поставить точный диагноз.
Самыми первыми проявлениями заболевания, которые можно заметить ещё во младенчестве, будут такие симптомы:
- Избегание тактильных контактов. Малыш не любит, когда его берут или даже касаются, старается вырваться из рук взрослого, начинает отворачиваться, изгибаться, плакать. Он успокаивается, когда его снова положат или посадят в кроватку.
- Полное отсутствие заинтересованности в общение со взрослыми, в том числе и с родителями, пассивность на обращение к нему, отсутствие внимания, нежелание узнавать что-то новое.
- Резкая реакция на любые громкие звуки.
- Равнодушие к игрушкам, которыми родители хотят его развлечь, отсутствие желания поиграть с отцом или матерью.
- Безразличие к погремушкам, куклам, фигуркам животным, отсутствие интереса к чему-то новому, нежелание вступать в любое взаимодействие даже со знакомыми взрослыми людьми.
По мере взросления симптомы заболевания становится сложно не заметить. Как правило, родители обращаются к врачу, когда ребёнок достигает 3 — 4 лет, иногда чуть больше, понимая, что поведение малыша сильно отличается от того, что они видят у других детей.
Основными жалобами со стороны родителей будут:
- Отсутствие речи, хотя ребёнок прекрасно понимает всё, что говорят ему взрослые.
- Отказ от соблюдения правил, например, в играх, из-за непонимания, зачем именно они нужны и почему нельзя играть так, как хочется.
- Ребёнок избегает смотреть в глаза собеседника во время разговора даже со знакомыми людьми.
- Беспокойный, очень тревожный сон с частыми пробуждениями по ночам.
- Копирование, многократное повторение слов или отдельных звуков, произнесённых другими людьми.
- Непонимание эмоций, которые проявляют другие люди.
- Полное отсутствие страха даже в угрожающих жизни ситуациях.
- Отсутствие какой-либо реакции на имя.
- Истерики, сильные эмоции, удары, которые следуют со стороны ребёнка при малейших попытках взрослого изменить привычную для ребёнка обстановку.
Дети с аутизмом стараются не вступать в контакты с другими детьми, не поддерживают с ними отношения, не играют вместе, не разговаривают. Их собственные игры кажутся странными и непонятными для окружающих людей.
Часто дети с РАС страдают умственной отсталостью. Они не могут учить стихи или правила, понять условия задачи, обучение даётся им с огромным трудом, что порой требует огромных сил со стороны родителей.
При малейших неудачах, связанных с учёбой, ребёнок может начать кричать, убегать, наносить физические повреждения себе и своим близким. Особенно тяжело приходится детям по достижении подросткового возраста и наступления гормональных изменений, когда подросток полностью замыкается в себе, предпочитает одиночество, так как понимает, что он отличается от других, и старается ещё больше оградиться от окружающего мира и других людей.
Осложнения аутизма
Самыми частыми осложнениями детей с РАС будут самоповреждения, которые он наносит сам себе, а также агрессия к окружающим и нарушения в поведении. У многих школьников с таким диагнозом есть серьёзные проблемы в учёбе, нарушения речи от лёгких до очень тяжёлых, например, до полного её отсутствия. Нередко такие дети остаются в школе на второй год или им рекомендуется домашнее обучение в качестве альтернативы.
У некоторых пациентов с РАС с самого детства есть признаки тревожного расстройства, депрессии, нарушения сна, обсессивно-компульсивный синдром, приступы судорог. В еде малыши остаются очень избирательными, часто не едят незнакомые продукты и блюда, даже если, по мнению родителей, они являются полезными и питательными.
И, конечно, при попадании в коллектив у детей появляется немало проблем в общении. Их не понимают, с ними не хотят дружить, они не участвуют ни в каких играх или забавах, а расслабиться могут только в привычной для себя обстановке, например, дома.
Аутизм сам по себе не является причиной летального исхода и не считается смертельным заболеванием, хотя и является неизлечимым.
Диагностика аутизма
Диагностикой аутизма занимаются педиатры, неврологи, психиатры. В большинстве случаев родители приходят с жалобами к педиатру, а уже этот доктор при подозрении на аутизм направляет ребёнка и родителей на детальное обследование к психиатру и неврологу.
Чаще всего на первоначальном этапе врачам удаётся выявить нарушения в сфере социального взаимодействия разной степени тяжести, нарушения речи от едва заметного до полного её отсутствия, трудности с привлечением внимания взрослого человека, однообразные стереотипные игры и действия на протяжении дня.
Примерно в год поставить точный диагноз удаётся в 50% всех случаев. К полутора годам этот показатель увеличивается до 80%, однако из-за позднего обращения родителей к врачу чаще всего заболевание выявляется в возрасте 2 — 3 лет.
Поставить точный диагноз в домашних условиях ребёнку невозможно, однако родители могут воспользоваться вспомогательными стандартными тестами, которые помогут заподозрить неладное, а уже после непременно обратиться к доктору. Это ADOS, CARS, M-CHAT, тест ASSQ и тест AQ. Однако каких-то специальных методик выявления заболевания не существует, и в большинстве случаев диагноз ставится на основании наблюдения за поведением ребёнка на протяжении определённого времени.
Лечение аутизма
Аутизм сегодня является неизлечимым заболеванием. Однако родители должны знать, что патология при раннем её выявлении поддаётся коррекции, и для этого каждый ребёнок получает свою программу реабилитации. Также стоит отметить, что не существует лекарственных препаратов, способных изменить отношение ребёнка к окружающему миру и скорректировать его поведение.
Среди современных подходов к коррекции можно отметить следующие на самом деле работающие методики:
- ABA-терапия, которая позволяет внести в жизнь и поведение ребёнка навыки, отсутствующие до этого момента. Все задания разделены на блоки, педагог делает большой акцент на том, что у малыша получается, и полностью игнорирует то, с чем он пока не может справиться.
- Денверская модель раннего вмешательства позволяет скорректировать поведение ребёнка и его отношение к окружающему миру через игру. Данный метод является научно обоснованным и доказанным, и часто используется у детей с РАС.
- Система коммуникации PECS позволяет ребёнку с плохо развитой речью высказать своё мнение, мысли, поделиться переживаниями со взрослыми людьми. Во время обучения ребёнок учиться не бояться подходить к другим людям и просить у них помощи либо получения необходимой ему информации.
- DIR-концепция позволяет находить такое взаимоотношение с детьми, которое бы полностью устраивало ребёнка и убирало из его жизни страхи, недоверие и другие неприятные ощущения при общении с окружающим миром и в момент необходимости общения с другими людьми разного возраста.
- Эмоционально-уровневая коррекция помогает ребёнку определиться со своими эмоциями. На максимально глубоком уровне специалист учит малыша с РАС контролировать свои эмоции и стараться проявлять дружелюбие к тем, кто находится в окружении на данный момент. Все ситуации прорабатываются в комфортном для ребёнка режиме, без какой-либо непосильной нагрузки, что помогает избавиться от основных проявлений аутизма практически у всех малышей.
- Сенсорная интеграция позволяет максимально точно и без страха реагировать на ту информацию, которую ребёнок получает от органов чувств. При этом методика учит фильтровать полученную информацию и не обращать внимания на ту, что в данный момент оказывается совсем не важной.
Но даже регулярные занятия не могут дать результата, если ребёнок отказывается выполнять устные инструкции, имеет проблемы в поведении, что не позволит начать внедрение выбранных методик, имеет максимально низкую скорость обучения, у него полностью отсутствует речь и навыки социального общения.
Прогноз и профилактика
Прогноз зависит от таких факторов, как тип расстройства, симптоматика, время начала коррекционной работы с ребёнком. В случае поздней диагностики болезни и при отсутствии терапии чаще всего уже к подростковому возрасту формируется инвалидность, а в дальнейшем общее состояние человека только ухудшается.
Следует помнить, что даже своевременно начатая коррекция, которая продолжается на протяжении не одного года, и индивидуально подобранная терапия не позволяют человеку полностью избавиться от некоторых симптомов, поэтому заболевание остаётся с ним на всю жизнь.
Из-за того, что нет никаких точных данных о том, почему у детей развивается аутизм, его первичная профилактика сильно затруднена. Для вторичной профилактики следует как можно быстрее обратиться к врачу, педиатру, неврологу или психиатру, для уточнения состояния, постановки диагноза и проведения коррекционного лечения.